Экспертиза условий труда

Независимая экспертиза условий труда

Основной целью любого профсоюза (профсоюзного объединения) является представление трудовых и социально-экономических интересов своих членов перед работодателем.

Эта цель достигается при решении трех главных задач:

- обеспечение максимальной заработной платы для членов профсоюза;

- обеспечение здоровых и безопасных условий труда работников;

- обеспечение по возможности полной занятости членов профсоюза.

Решаются эти задачи в основном в переговорном процессе с работодателем. При этом профсоюзы оставляют за собой функцию контроля за соблюдением достигнутых договоренностей. Однако, в области охраны труда контролирующая функция профсоюзов распространяется и на соблюдение работодателем законодательства и иных нормативных актов. В России - по Конституции социально-ориентированном государстве - эта функция закреплена за профсоюзами законодательно. Главным механизмом при выполнении этой функции является независимая экспертиза условий труда, которую в соответствии со ст. 370 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) "Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права", имеют право проводить профсоюзные инспекторы охраны труда.

Независимая экспертиза условий труда заключается в комплексной оценке факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса по показателям, оказывающим влияние на здоровье и работоспособность работника в процессе труда.Экспертиза проводится ежегодно во всех организациях, в которых в соответствии с коллективным договором реализуется программа охраны труда.

Экспертиза проводится по заявке соответствующей профсоюзной организации на всех рабочих местах организации, на рабочих местах структурного подразделения организации либо выборочно на конкретных рабочих местах, указанных в заявке. Основным нормативным актом при проведении экспертизы является Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда P 2.2.2006-05, утвержденное Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 29 июля 2005 г. и введенное в действие с 1 ноября 2005 г.

Для проведения экспертизы работодатель обязан предоставить в распоряжение экспертной комиссии всю необходимую документацию на каждое рабочее место, по всем подразделениям и на организацию в целом.

Проведение экспертизы по результатам аттестации рабочих мест

На первый взгляд такая постановка вопроса может показаться странной - действительно, зачем проводить независимую экспертизу условий труда в организации, где уже проведена полная аттестация рабочих мест по условиям труда?

Но часто работодатели при прохождении аттестации рабочих мест занижают показатели тяжести и напряженности трудового процесса по сравнению с требованиями Руководства P 2.2.2006-05. Такие случаи нередкость - давно уже всем известно о том, что среди аккредитованных организаций, производящих замеры вредных факторов производственной среды есть немало, мягко говоря, свободно относящихся к своим обязанностям организаций, которые весьма часто занижают показатели тех или иных вредных факторов.

Поэтому при проведении экспертизы экспертная комиссия в обязательном порядке исследует результаты аттестации рабочих мест по условиям труда и соответствие их нормативным документам по охране труда.

Кроме того, экспертная комиссия:

- выявляет наличие и степень влияния на здоровье работников вредных факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, в том числе - неустранимых при современном техническом состоянии производства и организации труда;

- проверяет предоставление работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, соответствующих доплат, льгот и компенсаций;

- оформляет Акт о проведении экспертизы;

- дает обоснованное представление работодателю по результатам проведенной экспертизы, в том числе - рекомендации по предоставлению работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, соответствующих доплат, льгот и компенсаций.

Проведение экспертизы в организации, не проводившей аттестацию рабочих мест

В процессе проведения независимой экспертизы условий труда на рабочих местах в организации, не проводившей аттестацию рабочих мест, комиссии экспертов необходимо выявить весь комплекс факторов производственной среды и трудового процесса, неблагоприятно влияющих на состояние здоровья работников, и определить причины их образования.

Кроме того, экспертная комиссия:

- инициирует начальный этап проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

- определяет соответствие предметов труда, орудий труда, продуктов труда, материалов, окружающей производственной среды, параметров трудового процесса соответствующим нормам и нормативам;

- оформляет протоколы оценки условий труда по показателям тяжести и напряженности трудового процесса;

- определяет класс условий труда (КУТ) по каждому рабочему месту, на котором проводилась экспертиза.

Разумеется проведение независимой экспертизы условий труда в организациях, не проводивших аттестацию рабочих мест, гораздо более трудоемкий процесс для профсоюзных инспекторов охраны труда. Приходится не только анализировать уже готовые материалы и проводить выборочную инспекцию по нескольким рабочим местам - приходится детально исследовать все рабочие места, указанные в заявке первичной профсоюзной организации, опрашивать работников, занятых на этих рабочих местах, составлять протоколы по этим рабочим местам.

Как уже отмечалось выше, независимая экспертиза условий труда может проводиться на всех рабочих местах организации, на рабочих местах структурного подразделения организации либо выборочно на конкретных рабочих местах, указанных в заявке профсоюзной организации.

Конечно, в большинстве случаев, в организациях, не проводивших аттестацию рабочих мест, независимая экспертиза условий труда проводится на всех рабочих местах организации.

Однако, нередки случаи, когда профсоюзная организация первоначально заявляет о проведении независимой экспертизы условий труда только на рабочих местах, на которых заняты члены профсоюза. Иногда инициатором ограничения выступают работодатели. Одним из основных требований к работодателю после проведения независимой экспертизы условий труда является проведение полной аттестации рабочих мест по условиям труда на тех рабочих местах, где проводилась экспертиза.

Оформление результатов экспертизы

По результатам экспертизы, руководствуясь утвержденными критериями, показателями и нормативами, экспертная комиссия составляет Акт независимой экспертизы, в котором излагаются рекомендации по совершенствованию охраны труда на рабочих местах и применению доплат и компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Акт о проведении независимой экспертизы условий труда в организации оформляется на основе, представленных на экспертизу материалов и дополнительных исследований условий труда, проведенных в соответствии с Руководством P 2.2.2006-05. Конкретный перечень рабочих мест организации с вредными условиями труда оформляется приложением к Акту независимой экспертизы.

Одновременно с Актом независимой экспертизы работодателю, как правило, направляется представление профсоюзного инспектора охраны труда об устранении выявленных нарушений в области охраны труда. Представление носит более конкретный характер по неотложным мерам, которые работодателю необходимо принять для устранения существенных нарушений в области охраны труда: например, поставить защитные ограждения на травмоопасных участках, нанести предупреждающие надписи на потенциально опасном оборудовании, заменить комплекты спецодежды на определенных рабочих местах и тому подобное.

Рекомендации экспертов, проводивших экспертизу, обязательны к исполнению работодателем, если это прямо оговорено в коллективном договоре, и в любом случае обязательны к рассмотрению их работодателем или его представителями с обязательным обоснованным ответом в семидневный срок. В противном случае результаты экспертизы передаются в органы государственной экспертизы условий труда и в органы государственной инспекции труда.

Наличие в независимой экспертной организации, проработанной и согласованной с государственными органами документации позволяет ей эффективно выполнять свои функции по организации работ по охране труда, и по контролю за соблюдением работодателем законодательства о труде и об охране труда.